(Во имя апостолов Петра и Павла) , исторический и духовный центр города, важнейшее в градостроительном отношении сооружение, давшее совр. наименование С.-Петербургской крепости (Петропавловская крепость, 1).
В интерьере П. с.- пилоны с золочеными капителями поддерживают крестовые своды. Особо торжественный характер интерьеру придает позолоченный деревянный иконостас 20-метровой высоты. Иконостас - непревзойденный образец рус. резьбы эпохи барокко, создавался в Москве мастерами Оружейной палаты в 1725-1726 гг. по эскизу Д. Трезини и под рук. худож. и зодчего И. П. Зарудного († 1727), был по частям перевезен в С.-Петербург и установлен в соборе в 1729 г. Его отличают необычное для церковного убранства использование мотива триумфальной арки, открытость алтарного пространства, отсутствие единых горизонтальных рядов икон, обилие скульптуры (39 изображений), барочная декоративность. Икoны были написаны московским худож. А. М. Поспеловым «со товарищи»: Ф. Артемьевым (Протопоповым), В. Ивановым Василевским и Федором Поповым в 1727-1729 гг. За исполнением гос. заказа наблюдал директор петербургской типографии, публицист М. П. Аврамов. Большая часть икон написана яичной темперой по левкасу, иконные щиты из дуба, без ковчегов. На 43 иконах - изображения ветхозаветных святых, рус. князей и княгинь, небесных покровителей членов царствовавшей династии. В иконостасе нашла выражение идея триумфа имп. власти и ее божественного происхождения. В символике иконостаса наряду с делением его на «мужскую» и «женскую» половину, к-рое связывалось с прославлением Петра I и его супруги, Екатерины Алексеевны, т. е. с «триумфальной» и «династической» темами, выделяется «аспект прообразовательности» - на иконах представлены святые, служившие прообразами Христа Спасителя или Божией Матери в ВЗ (Бусева-Давыдова. 1999. С. 515-516, 520).
В 1728 г. собор вчерне был готов, но его отделка затянулась. 26 июня 1731 г. имп. Анна Иоанновна подписала указ о придании храму статуса собора. Oн был освящен в престольный праздник, 29 июня 1733 г., архиеп. Феофаном (Прокоповичем) (возможно, автор программы его иконостаса) в присутствии императрицы. Ему сослужили 4 архиерея, гости из Сербии, Польши и с Афона, что подчеркивало общеправосл. характер торжества. 30 марта 1756 г. в шпиль ударила молния и он рухнул от охватившего его пламени, к-рое перекинулось внутрь. Интерьер при пожаре пострадал, но иконостас удалось спасти (поновлял худoж. И. Я. Вишняков). В 1757 г. по рис. В. В. Фермора и под рук. итал. каменщика А. Антониетти над алтарем вместо первоначального, деревянного был возведен новый, кирпичный купол с люкарнами, увенчанный луковичной главкой в виде «короны». При ремонте сделали каменные своды в куполе и пристроили паперти. 23 июня 1757 г. храм был снова освящен. В 1764 г. имп. Екатерина II распорядилась восстановить колокольню в ее первоначальном виде. Работы проводились в 1768-1779 гг. (под рук. инженера К. ван Болеса, затем - дат. инженера Б. П. Брауэра и А. А. Дьякова). Куранты изготовил часовой мастер Б. Ф. Оорт Красс в Голландии в 1757-1760 гг. и установил в 1776 г. мастер И. Э. Редигер. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочеными листами, воссоздан к 1773 г. Летом 1775 г. установили фигуру ангела. Однако после шторма 10 сент. 1777 г. была воздвигнута новая фигура ангела (1778, архит. А. Ринальди). По проекту Ринальди в 1779 г. в зап. части собора была возведена дополнительная стена, а предположительно на следующий год - кирпичные портики у зап. и юж. фасадов. Стена разделила прежде единое внутреннее пространство храма на главный зал, притвор, ризницу под колокольней и расположенный в юго-зап. части собора придел, освященный 24 нояб. 1779 г. во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II. Отделка «малого храма» площадью 57,4 кв. м завершилась только в 1811 г., когда весь собор был сделан теплым. После восстановления длина П. с. составила 61 м, ширина - 27,5 м, высота до карниза - 15 м. В ходе реставрации 1832-1834 гг. акад. живописи Д. И. Антонелли были выполнены 4 иконы иконостаса, находящиеся в основании киотов: «Богоявление», «Страдания ап. Петра», «Введение во храм» и «Страдания ап. Павла», а также икона «Спас Нерукотворный». В 1830 г. плафон Екатерининского придела расписали И. Е. и Ф. А. Павловы (не сохр.).
Основные ремонтные работы в соборе в XIX в. были связаны с исправлениями колокольни. В 1829 г. шторм сильно повредил фигуру ангела. За ремонт взялся мастер кровельного цеха крестьянин Ярославской губ. П. Телушкин. Осенью 1830 г. за 6 недель ему (без установки дорогостоящих лесов) с помощью подобия веревочной лестницы удалось исправить крест и фигуру ангела. В 1857-1858 гг. инженер Д. И. Журавский заменил деревянную конструкцию шпиля металлической, увеличив его высоту до 40 м, а колокольни - до 122,5 м. Несущие конструкции необычно легкого каркаса были изготовлены на Камско-Воткинском железоделательном заводе. Опоры 8 ребер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи 40-метровый шпиль был покрыт медными листами, позолоченными по проекту Г. В. Струве. Над яблоком (диаметр 1,6 м) поднялся 6-метровый крест с новой фигурой символа города - ангела (высота 3,2 м, размах крыльев 3,8 м); крест освятил еп. Ревельский Агафангел (Соловьёв). Одновременно с реставрацией шпиля в 1858 г. московские мастера братья Н. Н. и И. Н. Бутенопы отремонтировали башенные часы и частично модернизировали механизм, куранты настроили на исполнение церковного гимна Д. С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1906 г. их репертуар пополнился гос. гимном Российской империи «Боже, царя храни» А. Ф. Львова. На т. н. рус. звоннице (3-й ярус колокольни, высота 42 м от основания собора) установили 27 колоколов, отлитых на гатчинском заводе А. С. Лаврова (вес самoгo большогo ок. 4,8 т).
В 1833 г. реставрировали живопись и позолоту, под иконостас подвели основание из красного тивдийского мрамора, «оставшегося от Казанского собора». В 1841-1848 гг. был осуществлен внутренний ремонт. В 1849-1857 гг. возобновлены позолота главного иконостаса, сени и кафедры, поновлены иконы, реконструирован скромный малый иконостас «столярной работы», изготовлены новые царские врата и хоругви, киот для запрестольного образа Божией Матери «Знамение». В 1865-1866 гг. обветшавшие царские врата иконостаса были заменены медной копией. Ее исполнили купцы 1-й гильдии К. Никольс и В. Плинке по проекту архит. собора В. П. Куроедова и под наблюдением А. И. Кракау. В 1875-1887 гг. худож. С. И. Садиков вновь реставрировал живопись плафонов и стен обоих приделов. В Екатерининском приделе с 1885 г. осуществили капитальный ремонт. Архитектором собора в это время был Э. И. Жибер, в числе архитекторов-реставраторов трудился В. Ф. Харламов. В 1877 г. первоначальные полотна XVIII в. в барабане заменили работами художников под рук. Ж. Больдини. Существующий ныне живописный декор сводов центрального и боковых нефов собора (70-е гг. XIX в., художники И. С. Ксенофонтов, Ж. Больдини) включает орнаментальную роспись и плафоны с изображением херувимов и ангелов с атрибутами страданий Христа (в центральном нефе) и предметов правосл. архиерейского богослужения (в боковых нефах).
В 1858-1860 гг., во время работ по реставрации фасадов, на вост. фасаде собора акад. живописи П. С. Титов выполнил роспись «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Спасителем» (пoнoвляли в 1873 - Ж. Больдини и в 1908). Восстановлением орнаментально-декоративной живописи в 1908 г. занимались худoжники А. А. Гуджиари и Э. Киль. К 1911 г. наружные стены собора по примеру усыпальницы выкрасили в песчаный цвет (худож. Н. Т. Стуколкин).
Наиболее важно мемориальное значение П. с. в качестве некрополя имп. Дома Романовых по образцу усыпальницы Московских великих князей и царей в Архангельском соборе и цариц - в Вознесенском монастыре Кремля. Первое достоверно известное захоронение в П. с. относится к 27 мая 1715 г., когда здесь в присутствии Петра I и Екатерины была погребена их 2-летняя дочь Наталия. В сев.-вост. части собора появились в разное время могилы др. умерших во младенчестве 5 детей Петра, в 1728 г.- его дочери Анны. У входа в собор на месте буд. придела вмц. Екатерины 7 янв. 1716 г. предали земле тело царицы Марфы Матвеевны. Под еще не достроенной колокольней в годы правления Петра I были погребены кронпринцесса Шарлотта София Кристина Вольфенбюттельская († 22 окт. 1715), жена царевича Алексея, сам убитый царевич (30 июня 1718) и сестра императора, Мария Алексеевна. Гробы с телами скончавшегося 28 янв. 1725 г. Петра I и его дочери Наталии, умершей 4 марта, были помещены внутрь строившегося храма во временную деревянную церковь. С 1727 г. там же находился гроб с телом Екатерины I. Три гроба были преданы земле одновременно 29 мая 1731 г., по окончании строительных работ. Их поместили в общий склеп, сверху установили надгробия из белого алебастра. В 1732 г. имп. Анна Иоанновна распорядилась снять имевшиеся в соборе саркофаги для их замены. В течение XVIII-XIX вв. в соборе были похоронены все императоры и императрицы, за исключением Петра II и Иоанна VI. Прах Петра III по приказанию Павла I был перенесен из Александро-Невского мон-ря в П. с. 5 дек. 1796 г. и погребен одновременно с останками Екатерины II. В XIX в. для организации похорон имп. указом создавалась «Печальная комиссия», которую возглавляли высшие придворные чины. Комиссия привлекала мн. известных архитекторов и художников: Д. Трезини, М. Г. Земцова, А. Ф. Виста, А. Ф. Кокоринова, В. Бренна, Дж. Кваренги. О. Монферран четырежды оформлял собор (для похорон Александра I и Николая I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны). Церемония погребения сопровождалась пушечными выстрелами из крепости и перезвоном колоколов городских церквей. Члены Синода во главе с митрополитом С.-Петербургским встречали траурный кортеж у зап. дверей собора. Катафалк обычно ставили в центральном нефе под балдахином, возвышавшимся до самого потолка. Перед гробом императора или императрицы помещали символы гос. власти. С 1831 г. в соборе хоронили также вел. князей, княгинь и княжон, церемониал при этом был более скромным. Могила представляла собою склеп (глубина 2,5 м, длина 2,4 м, ширина 1,2 м), ее стены и дно выкладывались известняковыми плитами. Под основное погребение предварительно отдельно помещались сердце и внутренности. Гроб в медном ковчеге закрывался на замок, после погребения его засыпали песком. Могила покрывалась каменной плитой с надгробием: с 70-х XVIII до 40-х гг. XIX в.- саркофаги серого рускеальского (карельского) мрамора без украшений. В марте 1865 г. Александр II распорядился заменить пришедшие в ветхость надгробия. Мастерская Г. А. Балушкина по проекту архит. Мин-ва имп. двора А. А. Пуаро, который в эти годы осуществлял в соборе надзор, и инженера Г. Е. Паукера к янв. 1867 г. изготовила 15 новых гробниц - из белого итал. (каррарского) мрамора. В июне 1867 г. к гробницам были прикреплены (по углам имп. саркофагов) двуглавые орлы, отлитые из бронзы и позолоченные, а также кресты. На чугунных решетках, окружавших саркофаги, и на стенах собора были укреплены бронзовые доски с текстами, составленными историком акад. Н. Г. Устряловым. 15 гробниц (полые ящики, которые собирали в храме из 5 мраморных досок) изготовил купец 2-й гильдии Г. А. Балушкин. В дальнейшем большинство надгробий (всегo 30) создавалось по такому же образцу. В 1887 г. Александр III пожелал заменить гробницы Александра II и его супруги, Марии Александровны, новыми. Надгробия из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца - родонита весом 5,1 т и 6,7 т с резными крестами и орнаментами были изготовлены в авг. 1889 - февр. 1905 г. на Петергофской гранильной фабрике по проекту ее директора, архит. А. Л. Гуна, и установлены 17 янв.- 15 марта 1906 г. мастерской И. В. Ботта. В 1907-1909 гг. над могилами сестры Петра I, Марии Алексеевны, царевича Алексея и его супруги, расположенными под колокольней, установили новые мраморные плиты (мастерская Ботта) с бронзовыми крестами и с надписями (фабрика А. Морана). К 1917 г. в храме находилось 41 захоронение. Почитанием в нач. XX в. пользовалась гробница имп. Павла I, по инициативе прот. А. Дернова собирали сведения о случаях благодатной помощи перед ней. Надгробия украшали многочисленные реликвии: иконы в драгоценных окладах с лампадами, серебряные венки, знамена, памятные медали, пасхальные яйца и т. д. Так, на гробнице Петра I стоял образ ап. Петра работы Симона Ушакова в золотом окладе. На надгробии Александра II было 6 лампад, 3 подсвечника, 21 икона, 10 крестов, Евангелие, 8 медалей, 5 пасхальных яиц, 2 знамени - трофеи русско-тур. войны, 165 серебряных венков, на надгробии Александра III - 25 лампад, 54 иконы, 674 венка. Среди святынь на гробницах были: Иерусалимская икона Божией Матери в золотой ризе, украшенная бриллиантами и крупным жемчугом, и образ св. Анны, предстоящей Пресв. Троице (на могиле царицы Анны Иоанновны); иконы Св. Семейства при гробнице Александра I (1801); серебряный крест на могиле Николая I с частицами мощей, который находился в 1856 г. при Псковском ополчении. Большинство др. святынь П. с. также связанo с представителями царствующего дома и являлось их дарами. Один из напрестольных крестов был изготовлен в 1622 г. по повелению государя Михаила Феодоровича Рoманoва. До 1917 г. в соборе духовенство встречало с ним императоров и императриц. Др. крест, созданный в 1684 г. по повелению царя Петра и его матери, царицы Наталии Кирилловны, был перенесен в П. с. из одноименной московской церкви. 1726 г. датировался крест из слоновой кости с 9 медальонами, 6 из к-рых изготовил Петр I с А. К. Нартовым по бронзовым копирам Б. К. Растрелли, крест находится на основании-дарохранительнице в форме храма-ротонды Темпьетто архит. Д. Браманте. Три богато украшенных Евангелия (в т. ч. царей Михаила Феодоровича, 1627; Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей, 1689) созданы в XVII в. и 3 - в XVIII в. В храме находились московские священные сосуды из серебра с финифтью и драгоценными камнями, в частности блюдо (1686) и кропило (1688) - дары царицы Наталии Кирилловны. Вероятно, к освящению собора в 1733 г. был изготовлен потир с чеканными изображениями Тайной вечери, Распятия с предстоящими, апостолов Петра и Павла, позже (после 1830) украшенный бриллиантами в серебряных кастах, пожертвованными вел. кнг. Анной Павловной (ныне в ГЭ). Среди др. святынь собора были: иконы Божией Матери XVII в.- новгородская «Знамение» и московская Смоленская; образ ап. Иоанна Богослова XVI в., мерные иконы небесных покровителей Петра I, Павла I, 2 шитые золотом и серебром плащаницы из Грузии; еще одну плащаницу пожертвовал в 1777 г. архиеп. Гавриил (Петров). Перед амвоном в серебряных ковчегах хранились особо почитаемые святыни - часть ризы Господней и часть главы вмч. Иакова Персянина в серебряных ковчегах, серебряный складень-мощевик.
В соборе, как в мемориале рус. военной славы, хранились трофеи Российской Армии: швед. знамена, взятые под Полтавой, а также во время др. сражений Северной войны (ныне в ГЭ), польск., персид., франц. штандарты, литавры, булавы. Адмиральский тур. флаг, взятый в 1770 г., во время Чесменской битвы, имп. Екатерина II через 2 года собственноручно возложила на гробницу основателя рус. флота - Петра I (оформление знамен в 1855 выполнил О. Монферран).
Штат собора (протоиерей, 4 священника, протодиакон, 2 диакона) на казенном содержании был утвержден в 1737 г., и с этого времени здесь регулярно служили литургии. Богослужения часто возглавляли архиереи - члены Синода, со времени учреждения С.-Петербургской епархии (1742) - столичные владыки. Собор служил обычно и местом архиерейских хиротоний (напр., 6 дек. 1763 в соборе был рукоположен во епископа буд. 1-й митр. С.-Петербургский Гавриил (Петров)). Однако уже с 70-х гг. XVIII в. появились препятствия к сохранению собором статуса кафедрального: он оказался изолирован от нового городского центра, сложившегося на Адмиралтейской стороне (что особенно сказывалось во время ледохода и ледостава «за опасностью Невы»).
П. с. именовался кафедральным до освящения Исаакиевского собора в 1858 г., но архиерейские богослужения с 1811 г. преимущественно совершались в Казанском соборе. В 1859 г. собор был переведен из епархиального подчинения в ведение Придворной строительной конторы Мин-ва имп. двора, а указом Александра III от 7 апр. 1883 г. причт, а также имущество и архив перешли в придворное духовное ведомство при Министерстве двора, что улучшило материальное положение клира. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению имп. усыпальницы. Доходы собора складывались из процентов с банковских капиталов, кружечного сбора, продажи свечей, сдачи квартир в церковном доме и земельного участка на р. Карповке, пожертвований на масло для лампад и на заказные панихиды, прежде всего по членам царской семьи.
В соборе проводились торжественные богослужения, в т. ч. в связи с событиями гос. значения (военные победы, заключения мирных договоров, рождение наследников престола и т. п.); в Димитриевскую субботу (перед 26 окт.) совершалась панихида по усопшим воинам. Дни соборных праздников: апостолов Петра и Павла (29 июня), Преполовения Пятидесятницы, Положения ризы Господней (10 июля) и вмч. Иакова Персянина (27 нояб.). К празднику Преполовения было приурочено открытие навигации, что имело важнoе значение для С.-Петербурга, до сер. XIX в. не имевшего постоянных мостов через Неву. В Преполовение из часовни в Домике Петра I приносили чтимую икону Спасителя и крестный ход сначала направлялся с ней из собора на царскую пристань для водосвятия на Неве, а затем шел по крепостным стенам. Само наименование праздника ассоциировалось с «переплыванием» через реку. Чудотворная икона оставалась в крепости до вечера, когда при пении «Коль славен» ее возвращали в Домик Петра I. Еще одно водосвятие на Неве совершали в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Расписание памятных служений (ок. 80 в год) окончательно сложилось к сер. 50-х гг. XIX в. Члены Дома Романовых преимущественно посещали собор в дни заупокойных богослужений. Торжественные службы совершались в дни тезоименитства здравствующих высочайших особ - «царские дни», в дни значимых событий в гос. жизни (напр., после принятия Высочайшего манифеста 17 окт. 1905). Имеются свидетельства того, что великокняжеский свадебный церемониал включал посещение усыпальницы П. с. С 1884 г. в соборе совершались ежедневные утренние и вечерние богослужения. Причт проводил занятия по Закону Божию в гарнизонных ротных школах и учебной команде крепостной артиллерии, приводил к присяге молодых солдат гарнизона крепости и работников Монетного двора, а перед Великим постом исповедовал их в Екатерининском приделе (говели и причащались ежегодно до 2,5 тыс. чел.). Говевших узников крепости священники (несли чередное служение) посещали в местах заключения. Настоятелями собора в XIX - нач. ХХ в. были протоиереи И. Семёнов (служил священником в соборе с 1769, настоятелем - с 1800), С. И. Колосов (1809-1831), Т. А. Вещезеров (1831-1832, преподаватель СПбДА), И. С. Кочетов (1832-1854), Н. Ф. Раевский (1854-1857, при нем, 12 дек. 1855, в соборе еп. Ревельским Христофором (Эммаусским) был рукоположен во священника диак. И. Сергиев - прав. Иоанн Кронштадтский), А. И. Окунев (1858), В. П. Полисадов (1858-1871), В. П. Виноградов (1871-1875), А. Я. Братолюбов (1875-1893), И. С. Нечаев (священник в соборе с 1878, настоятель в 1893-1899), А. А. Дернов (1899-1915), Ф. А. Боголюбов (1915-1922). Духовенство собора, преимущественно выпускники СПбДА, было высоко образованно, занималось преподавательской, общественной деятельностью. Так, митрофорный прот. С. Колосов (1757(1755?) - 1831) и прот. И. Кочетов (1789-1854), профессор церковной истории в СПбДА, были действительными членами Российской академии. Прот. И. Кочетов был ординарным академиком Академии наук, доктором богословия, благочинным, членом духовной консистории и конференции Духовной академии, главой правления Духовной семинарии, профессором богословия и философии Александровского лицея: он являлся автором 1-го курса лекций по нравственному богословию на рус. языке (1823) и «Начертания христианских обязанностей по учению православной Греко-российской Церкви» (7 изданий: 1827-1853). В 1834-1835 гг. он отремонтировал дом причта на Неве, где сам проживал, будучи ректором располагавшегося там же Петропавловского ДУ. В 1857 г. прот. И. Кочетов добился приписки к собору 3 доходных часовен в торговых рядах. Прот. В. Полисадов (1817-1878) до настоятельства в соборе 11 лет служил за границей, издал сборники проповедей на нем. и франц. языках. C назначением настоятелем П. с. почти одновременно определен благочинным, профессором богословия, логики и психологии С.-Петербургского ун-та, а вскоре - ректором Петропавловского духовного уездного уч-ща (закрыто в 1861); был председателем I съезда епархиального духовенства (1864); наставлял «военно-подсудных арестантов» в крепости, в т. ч. А. Гудзевича, Д. В. Каракозова, Д. И. Писарева, Н. А. Серно-Соловьевича, Н. В. Шелгунова. В 1871 г. был перемещен настоятелем в Исаакиевский собор. Законоучитель собора свящ. И. Е. Флёров (1827/30-1879) являлся издателем ж. «Дух христианина» (совместно с прот. Д. И. Флоринским (1827-1888)), трудился в редакциях ж. «Духовная беседа», «Христианское чтение», впервые познакомил рус. общество с братствами в кн. «О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII, XVIII вв.». Прот. Д. Флоринский, для которого собор был единственным местом служения, в 50-х гг. XIX в. составил историко-статистическое описание собора, в 1869 и 1882 гг. выпустил о нем 2 книги. На епархиальных съездах 1870-1873 гг. его избирали председателем, с 1866 г. он временно замещал настоятеля собора. В соборе служил франц. свящ. проф. В. Мордрель, к-рый в 1867 г. был присоединен к Русской Церкви из католичества с признанием его сана. Первым старостой стал потомственный гражданин купец 1-й гильдии М. Д. Ертов (Эртов). Он содействовал ремонту собора и устройству при нем б-ки, в к-рую вошло по завещанию книжное собрание еп. Суздальского Афанасия (Кондоиди), исполнявшего одно время также обязанности настоятеля П. с. Преемниками Ертова были крупные жертвователи потомственные граждане П. И. Кудряшов (староста в 1848-1860) и купец 1-й гильдии В. М. Никитин, купец 2-й гильдии И. И. Торшилов, купец 1-й гильдии тайный советник П. И. Губонин (1825-1894). С переходом собора в Придворное ведомство старосту сменил ктитор, к-рый назначался Мин-вом имп. двора. С 1883 г. на протяжении 7 сроков эту должность занимал плац-майор крепости полковник В. П. Сабанеев. Следующим ктитором был плац-майор М. С. Верёвкин, автор брошюры о соборе (Верёвкин М. С. Краткое описание придворного Петропавловского собора в С.-Петербургской крепости. СПб., 1912, 1913. Пг., 19153).
Богослужения в соборе прекратились в кон. 1917 г. Ценности собора еще 19 сент. 1917 г. были эвакуированы в Москву, их судьба неизвестна. Весной 1918 г. 1-й революционный комендант Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор для богослужений под предлогом «причинения неудобств администрации крепости». В мае по ходатайству братства приходских советов власти предполагали через 2-3 месяца открыть собор, но 18 июня 1918 г. Президиум Союза коммун Северной обл. постановил закрыть его окончательно. 14 мая 1919 г. входы в П. с. опечатали. Причт собора продолжал служить, преимущественно в часовне Спасителя (Домик Петра I). Последний известный документ, подписанный прот. Феодором Боголюбовым (принял мученическую кончину 14 дек. 1937) как настоятелем собора, относится к 29 мая 1922 г. Имеются неподтвержденные сведения о разорении захоронений вскоре после 1919 г. Мн. ценности исчезли в результате реквизиции, произведенной большевиками 21 апр. 1922 г. В 1921 г. на колокольне был установлен телефонизированный пункт Петроградского укрепленного р-на. В 1922 г. собор был передан Главному управлению научными и научно-художественными учреждениями, в кон. 1926 г. вместе с усыпальницей - Музею революции. Святыни и утварь П. с., а также интерьеры приделов почти полностью утрачены (демонтированы и не воссозданы иконостас Екатерининского придела, частично сохр. в фондах музея). Здание усыпальницы с 1932 г. использовалось под книжный склад, с 1936 г.- ГПИБ, в т. ч. под переплетный цех и типографию, затем - вновь в качестве склада. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить куранты и колокола собора на исполнение «Интернационала» не удалась, часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1938 г. предлагалось «снять со шпиля Петропавловской крепости ангела с крестом и увенчать шпиль пламенной звездой». К весне 1939 г. состояние неотапливаемого собора стало «угрожающим для посещения его трудящимися». В 1939 г. прах вел. кнг. Александры Георгиевны, дочери греч. кор. Георга I, был перенесен в королевскую усыпальницу Татой под Афинами.
Зимой 1941 г. шпиль собора был замаскирован группой альпинистов. В 1942 г. осуществлены незначительные ремонтные работы в соборе и новое оформление надгробия Петра I (архит. Я. О. Рубанчик) с установкой бюста - отливки по модели скульптора К. Альбагини. Ныне у гробницы и бюста 2 петровских знамени - Андреевское и Преображенское с надписями: «За имя Иисуса Христа и Христианство» и «Сим знамением победиши!». Церковный дом после 1917 г. был перепланирован, разобран митрополичий подъезд, в сент. 1942 г. в результате попадания фугасной бомбы разрушена сев.-зап. часть здания (ремонтно-реставрационные работы проводились в 1951-1952). В 1962 г. здание оказалось в аренде у Главного управления местной промышленности; в 1975 г. там разместилось научно-производственное объединение «Вымпел».
13 марта 1990 г. в соборе была отслужена панихида по Александру II Николаевичу. Весной 1991 г. зарегистрирована церковная община; первыми настоятелями были прот. П. Красноцветов и прот. Б. Глебов. В 1991 г. состоялся 1-й молебен в Великокняжеской усыпальнице. 29 мая 1992 г. там был погребен кн. Владимир Кириллович Романов. 7 марта 1995 г. в усыпальницу перенесены из г. Кобурга останки его родителей - вел. кн. Кирилла Владимировича и вел. кнг. Виктории Феодоровны, 2 июня 2010 г. в усыпальнице похоронили его супругу, вел. кнг. Леониду Георгиевну. В 1993-1998 гг. проведена реставрация Екатерининского придела (архитекторы А. Е. Гунич, С. С. Наливкина, Е. Г. Арапова). 17 июля 1998 г. там погребены останки, по заключению правительственной комиссии (1998) принадлежащие убитым 17 июля 1918 г. имп. Николаю II, имп. Александре Феодоровне, великим княжнам Ольге, Татиане, Анастасии, лейб-медику Е. С. Боткину и 3 придворным служителям: А. С. Демидовой, А. Е. Труппу, И. М. Харитонову, над захоронением в 2000 г. поставлено надгробие из каррарского мрамора. РПЦ воздержалось от согласия с данной идентификацией. Предполагается, что окончательная позиция РПЦ по вопросу признания ею подлинности «екатеринбургских останков» будет сформулирована на Архиерейском Соборе в 2020 г. В 1991-1995 и 2002-2003 гг. проведена реставрация фигуры ангела и креста. В 1988 г. восстановлена верхняя (т. н. русская) звонница. В 2001 г. на 1-м ярусе колокольни установлен карильон. В 2002 г. с колокольни собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен Господь в Сионе». Ныне на колокольне П. с. сформировался уникальный комплекс из 103 колоколов (самые старые - 31 голл. колокол 1757 г.). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. П. с., Великокняжеская усыпальница с галереей, царскими комнатами и вестибюлем, а также церковный дом являются объектами культурного наследия федерального значения. 28 сент. 2006 г. состоялся чин перезахоронения: в собор из Королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) были перенесены останки имп. Марии Феодоровны, супруги Александра III. Панихиду возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2006 г. воссоздан витраж в Великокняжеской усыпальнице, в дек. 2008 г. в ней завершен 1-й этап реставрационных работ. В 2011-2013 гг. вновь реставрирован иконостас, с 1998 г. и в 2012-2013 гг.- фасады, с 2000 г.- кровля собора. В 2013 г. худож. И. В. Болотовым воссоздана роспись «Предстояние апостолов…». В царских комнатах 13 июля 2013 г. открыта новая экспозиция Гос. музея истории С.-Петербурга. Настоятелем П. с. с 6 сент. 2001 г. является профессор СПбДА, зав. иконописным отд-нием, профессор Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (АХ), председатель С.-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архим. Александр (Фёдоров). В соборе с 2008 г. совершаются регулярные богослужения в воскресные, субботние и праздничные дни. С 2009 г. богослужения в соборе на престольный праздник ежегодно, кроме 2011 и 2012 гг., возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 17 мая 2015 г. главный престол собора освятил митр. С.-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судакoв).